• +7 (812) 648 02 39
  • Северо-Западный Арбитражный Третейский суд при ООО "ПСПБ", Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, дом 19, офис 705, 194044
  • arbitr@arbitr78.ru
Северо-Западный Арбитражный Третейский суд
Назад к списку

Реформа третейских судов в России

Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен законопроект «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российском Федерации» (далее также – законопроект), который призван c 1 января 2015 года заменить действующий в настоящее время Федеральный закон от 24 июлья 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».


В соответствии с законопроектом планируется изменение организации третейского разбирательства за счет введения нового административного органа – постоянно действующего арбитражного учреждения и упразднения постоянно действующих третейских судов за некоторыми исключениями.Согласно пояснительной записке законопроекта, целью реформы является создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража в РФ с учетом мировой практики.

Постоянно действующие арбитражные учреждения будут создаваться в форме некоммерческих организаций, при условии получения соответствующего разрешения, выданного Министерством юстиции РФ.Учредителями постоянно действующих арбитражных учреждений смогут выступать только некоммерческие организации, информацию о которых, а также о финансовых результатах и источниках финансирования постоянно действующее учреждение будет обязано размещать на собственном сайте в сети Интернет.

Единственное исключение из общего правила о необходимости создания арбитражных учреждений в форме отдельных некоммерческих организаций предусмотрено для постоянно действующих третейских судов при Торгово-промышленной палате РФ и региональных торгово-промышленных палатах; их не коснутся предусмотренные законопроектом требования об обязательности создания постоянно действующего арбитражного учреждения в качестве юридического лица.

Постоянно действующие арбитражные учреждения не будут рассматривать споры по существу, в их функции войдет исключительно администрирование международного коммерческого арбитража, арбитража внутренних споров (в настоящее время постоянно действующего третейского суда), а также содействие арбитражу для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Администрирование будет включать в себя такие функции, как назначение и отвод арбитров, делопроизводство, распределение арбитражных сборов и т.д.Законопроект исключает администрирование тех третейских разбирательств, участники которых являются аффилированными с учредителями, участниками, контролируемыми или контролирующими лицами арбитражных учреждений.

Постоянно действующие арбитражные учреждения должны разработать правила арбитража, регулирующие порядок арбитражного разбирательства. Их может быть несколько для различных типов споров.

Разрешать споры по существу единолично или коллегиально, как и прежде, будут арбитры (третейские судьи) – избранные сторонами или назначенные в согласованном сторонами или установленном законодательством порядке для разрешения споров в третейском суде физические лица.Законопроект содержит минимальные требования к арбитрам, а также предоставляет им иммунитет от гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитражного разбирательства и постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с исполнением функций арбитра, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

Постоянно действующее арбитражное учреждение должно вести и публиковать в информационных целях рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек.

Сторонам разбирательства законопроект предоставит право выбрать в качестве арбитров как юристов, так и специалистов иных специальностей, в том числе не включенных в рекомендованный список арбитров какого-либо арбитражного учреждения.

Согласно законопроекту третейским судам станет доступно рассмотрение отдельных категорий корпоративных споров, а именно, споров, связанных с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, а также споров по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом.

Однако условием такого рассмотрения является администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, которое утвердило и опубликовало правила разбирательства корпоративных споров. Указанные споры не смогут рассматриваться в рамках арбитража.

В настоящее время рассматривать все корпоративные споры может только государственный суд.

В соответствии с законопроектом арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров с участием юридического лица и его участников может быть заключено путем его включения в устав юридического лица.

Следующим нововведением третейского разбирательства является полномочие третейских судов распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора. Постановление третейского суда о принятии обеспечительных мер будет обязательным для сторон спора, однако его признание и принудительное исполнение государственными судами не требуется.

Особо подчеркивается, что ни одно решение третейского суда не может быть основанием для внесения изменений в публичные реестры (ЕГРЮЛ, ЕГРП).

Для этого стороны должны получить в государственном суде исполнительный лист.Законопроект даёт исчерпывающий перечень оснований для оспаривания решений арбитров, даже если в арбитражном соглашении стороны предусмотрели, что оно является для них окончательным.

К таким основаниям относятся: отсутствие компетенции третейского суда на рассмотрение спора и противоречие решения публичному порядку.

Если действующее законодательство предусматривает установление в решении третейского суда срока для его добровольного исполнения и только по его истечении – принудительное взыскание путем обращения в компетентный суд за выдачей исполнительного листа, то законопроект упускает положения о добровольности исполнения арбитражного решения, а предписывает непосредственное обращение в компетентный суд за выдачей исполнительного листа.

Законопроект о реформе третейских судов еще не внесен в Государственную Думу РФ. Планируется, что это произойдет в апреле 2015 года.

Источник